Конспект НОД по музыкальному воспитанию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (старшая группа)

Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.
Задачи:
• Развивать познавательные и творческие возможности детей.
• Воспитывать культуру слушания классических произведений
• Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать.
• Развивать и пополнять словарный запас детей
• Знакомство с русской классической музыкой и русскими композиторами
• Воспитывать любовь к классической музыке.
Оборудование: Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова, ИКТ, «Венский вальс» Д.Верди, аудиозаписи песен «Варись, варись кашка», «ягодки», «Во саду ли, во городе».
Ход занятия:
Звучит «Венский вальс» Д.Верди
Дети заходят в зал и садятся на стулья.
В: ребята, вы конечно знаете, что музыка может многое нам с вами рассказать. Кто мне скажет, о чем?
В: Ребята, а вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по одной известной вам сказке, а вот по какой, вы поймете, отгадав загадки.
В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут.
У брегов же Окияна
царство славного … Салтана!
Пушки царские палят,
кораблям пристать велят.
Те плывут по Окияну
с чудо-острова … Буяна!
Нынче остров многолюден,
оттого царю он чуден,
ведь от веку брег крутой
оставался нежилой.
Нынче ж шлёт царю поклон
и подарок князь … Гвидон!
В княжем граде на Буяне,
что далёко в Окияне,
всех чудес не перечесть.
Ель в саду дворцовом есть,
золотые, как безделку,
разгрызает шишки … Белка!
Здесь на лукоморье — диво.
Море вздуется бурливо,
разольётся в шумном беге,
и очутятся на бреге,
в чешуе как жар горя
тридцать три … Богатыря!
За морем царевна есть,
что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
На воде, как и на небе,
светит всем царевна … Лебедь!

(А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане…)

В : по какой сказке мы с вами путешествовать будем сегодня?
В: Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».

В: А кто автор сказки? А какие сказки Пушкина вы еще знаете?
В: Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по сказкам. На сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» была написана опера. Ребята, кто знает, что такое опера?
В: Ребята, опера это театральное действие, но вместо того, чтобы говорить свои слова, они поют. Ребята, а оперу по сказке о Царе Салтане написал известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.
В: Какая музыка по характеру? Что она изображает?
В: Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
В: Сейчас мы с вами послушаем отрывок одного из чудес.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
В: Какая эта музыка по характеру? А какие музыкальные инструменты вы тут слышите? А какую песню пела белочка?
В: Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво…»
А какое ж это диво? Сейчас мы с вами послушаем. (играет музыка 33 богатыря)
В: Ребята, догадались какое это чудо?
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В: Какая по характеру эта музыка?
В: Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха?
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть другое диво?
В: Ребята, и осталось последнее чудо? Кто помнит какое? И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил так, давайте послушаем.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А какая по характеру эта музыка? Подходит ли она под описание царевны-лебедь?
В: вот ребята мы и послушали 3 чуда из оперы Римского-Корсакого. Понравилось вам это музыкальное путешествие? А понравилась ли вам музыка? А напоследок мы исполним с вами ваши любимые песни: «Варись, варись кашка», «Ягодки».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.